Витус Беринг руководитедь первой Камчатской экспедиции

И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И тою же зимою из Болыперецкого острога до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по-тамошнему называются пурги. И ежели застанет метелица на чистом месте, а стана себе сделать не успеют, те заносит людей снегом, от чего и умирают».

Капитан-командору и его спутникам пришлось проделать более 800 верст на собачьих упряжках, прежде чем они достигли Нижнекамчатска. Там был построен бот «Св. Гавриил». Поставили все паруса, ветер наполнил их, и 13 июля 1728 г. экспедиция вышла в море. Перед ее руководителем стояла задача решить важнейшую географическую загадку, занимавшую умы отечественных и зарубежных географов. Необщительный от природы Беринг теперь стал еще более сосредоточенным и молчаливым. Прошло три с половиной года, как он покинул Петербург. Это были годы непрестанных трудов и лишений, но он не жалел, что променял службу строевого офицера на беспокойную жизнь исследователя. Беринга влекли необозримые океанские просторы. В этих краях для его пытливой души было все ново, неизведанно, загадочно. О своих впечатлениях о первой Камчатской экспедиции через некоторое время Беринг рассказал в письме к своим родственникам в Дании: «Желание моей молодости — попутешествовать — исполнилось. Я совершал рекогносцировки по морю, попадая иногда к язычникам, которые никогда раньше не видели ни одного европейца, а также места, где не произрастал хлеб и не было никакого скота, кроме диких птиц и северных оленей... достаточно ручных, чтобы на них ездить верхом вместо лошадей. Зимой здесь ездят на собаках, запрягая их в сани, как в других местах лошадей. Рыба является здесь основной пищей как для собак, так и для людей» 10. О научных наблюдениях мы читаем в рапортах и донесениях адмиралтейств-коллегий, в деловых записках и судовых журналах.

. 15 июля путешественники миновали мыс Камчатский и легли курсом на север, как предписывалось инструкцией Петра I. Ветер свежел, поднимая большую волну. Все чаще зеленовато-серые водяные валы налетали на корму, обдавая брызгами палубу. Иаконец-то, закончилось многотрудное странствование по Сибири и Камчатке. И дежурные и свободные от вахты всматривались в горизонт, надеясь усмотреть землю или остров, на который не ступала нога путешественника. Но тщетно. Лишь слева, в отдалении возвышались горы знакомого берега Азии да в море вдруг взлетали фонтаны, выпускаемые китами. Встречались стада моржей и стаи птиц, стремительно проносившихся над судном.

Ночью, 17 июля миновали южную оконечность Карапанского острова. Спустя четыре дня «Св.Гавриил» находился в водах Олюторского залива. 27 июля обозрели мыс, который впоследствии Ф. П. Литке назвал «мыс Наварйн». Цвет воды вскоре изменился, горы вдруг расступились — оказалось, в этом месте в море впадает большая река.

Все время шли дожди. Встречные ветры снижали скорость корабля, а волнение причиняло много неприятностей. 30 июля путешественники вступили в Анадырский лиман, на следующий день открыли залив Креста. Плавание на север продолжалось. По-прежнему держались «великие ветры», дожди и туманы. Слева, как и прежде, высились горы. Лишь 6 августа они расступились. Путешественники открыли бухту Преображения, набрали свежей воды. Вскоре экспедиция продолжала путь на север.

8 августа мореплаватели впервые увидели чукчей. Они рассказали «что земля их делает две губы и обращается к устью Колымы, а всюду прилегло море и великие отмели, и на море, в которое впала река Колыма, всегда носит льды, о чем и от русских людей довольно верно сведано; а в соседстве у нас, кроме нашего чукотского народа, не имеется, только-де слышали от проводников, которые ходят на реку Колыму, что там живут русские люди... На море знаем-де один остров, на котором живут люди нашего рода, а кроме того никаких островов и земель не знаем».

Во-первых, чукчи заявили, что никакие суда прежде в этих местах не бывали. Во-вторых, их представления о Колыме были самые смутные. Они слыхали, что там «живут русские люди, а оная река Колыма ли или другая», об этом они точно не ведают. Из ответов чукчей стало ясно, что на Чукотской земле лес не растет. По их земле протекают лишь малые реки.

Оглавление