Исследования на Севере России

Документы свидетельствовали, «что в прежние годы часто хаживали кочи по Ледовитому морю между ленским и колымским устьями». Более того, имелись достоверные сведения о «морском ходе из устья колымского вокруг Шелагского или Чукотского Носу даже до устья реки Анадыря и далее».

«Описание морских путешествий по Ледовитому и Восточному морю учиненных» Герарда Миллера было рассмотрено профессором Делакроером, который весьма пессимистически относился к предпринимаемым Россией попыткам пройти отдельными участками на судах из Архангельска в Тихий океан. По его мнению, различные препятствия, встречавшиеся мореходам в прежнее время, весьма умножились, и прежде всего Ледовитое море «много убыло и подле берегу стало мелко». Кроме того, лед на море иногда вовсе не ломается. «Из чего рассудить можно,— заключал Делакроер,— что морской ход по Ледовитому морю весьма опасен и может быть непроходимой, ежели искать проходу вдали, а не подле берегу. А ежели подле берегу идти, то ныне в рассуждении убыли морской воды также невозможно быть кажется, чтоб ботом или иными большими судами пройти».

Делакроер рекомендовал до особого указания адмиралтейств-коллегий отложить дальнейшие поиски прохода на восток от Лены, которые предстояло вести Дмитрию Лаптеву.

Для обсуждения этого вопроса Беринг созвал совет. На нем присутствовали и ученые, и морские офицеры. Было решено ввиду небывалых препятствий, с которыми встретились отряды на севере, в новый «вояж не ходить до тех пор», пока не прибудет распоряжение адмиралтейств-коллегий о продолжении или приостановке полярных плаваний.

Мнения Миллера и Делакроера, во многом противоположные друг другу, рапорт Беринга, донесения Д. Лаптева и других офицеров 20 декабря 1737 г. были обсуждены адмиралтейств-коллегией. Рассмотрев все поступившие из Якутска материалы, включая журналы и карты, адмиралтейств-коллегия пришла к выводу, что нет причин для отчаяния. Напротив, изложенные в документах обстоятельства «к изысканию морских проходов надежду весьма подают». Было принято решение продолжать исследование северного побережья России как к востоку, так и к западу от Лены. Если не удастся осмотреть все в одно лето, то исследования должны продолжаться до тех пор, пока не приведены будут в окончание. Офицерам рекомендовалось не возвращаться к прежним жилищам, а зимовать в тех местах, в которых они будут остановлены неодолимыми препятствиями, «дабы дальним назад возвращением в действии той экспедиции промедления не иметь и времени не потерять». Предполагалось создать на берегах Северного Ледовитого океана продовольственные склады, соорудить маяки и оказывать местными силами вспоможение морским отрядам. Адмиралтейств-коллегия подчеркивала, что действия экспедиции на севере будут продолжаться до тех пор, пока не удастся решить вопрос о морском проходе из Архангельска на Камчатку. Через несколько недель после того как было принято это решение в Петербург с разрешения Беринга прибыл Лаптев. Он привез свой отчет и отчет Челюскина, где подробно описывалось плавание отряда Прончищева к северо-восточным берегам Таймырского полуострова.

27 февраля 1738 т. адмиралтейств-коллегия заслушала рапорт Лаптева и рассмотрела привезенные им карты. Лаптев заявил, что проход северными морями из устья Лены к берегам Камчатки невозможен, Адмиралтейств-коллегия не приняла во внимание эти доводы и подтвердила свое решение о продолжении поисков морского пути между Леной и Камчаткой. Если в течение Двух плаваний ледовая обстановка в достигнутом месте будет без всяких перемен и «к судовому проходу ни по каким способам уже не будет», то предлагалось ограничиться попытками двух кампаний.

Кроме того, адмиралтейств-коллегия разрешала Лаптеву, если он не сможет из-за льдов обойти морем Святой Нос, этот участок берега пройти посуху; при этом наряду с описью берегов чинить наблюдения за характером и простиранием как припая, так и носящегося по морю льда, его сплоченностью и густотой. Следовало отмечать, постоянно ли держится лед в исследуемых районах или его относит. «Ежели,— предписывала адмиралтейств-коллегия Лаптеву,— найдутся такие места, где сильного препятствия от льдов нет, то выяснить, возможно ли судами тамо проходить». Особенно тщательно необходимо было исследовать устья рек, промерять их глубины, определять их местоположение на карте и выяснять, насколько они пригодны для сохранения судов и устройства зимовки.

Оглавление