Исследования на Севере России

Весной 1733 г. в Тобольске по распоряжению прибывшего туда Мартына Шпанберга была начата сначала заготовка леса, а затем постройка дубель-шлюпки. Руководил работами корабельный подмастерье Коротаев.

26 января 1734 г. Беринг осмотрел построенное судно, которое имело в длину 70, а в ширину 15 футов. Его назвали «Тобол», но имени река, на которой дубельг-шлюпке предстояло начать свое плавание сначала к Оби, а затем к Северному Ледовитому океану. Первый на север отправлялся лейтенант Дмитрий Леонтьевич Овцын, в юности участвовавший в плавании к берегам Испании. Под его командой находилось 56 человек, в том числе геодезисты из академического отряда Моисей Ушаков и Федор Прянишников. В экспедиции участвовали подштурман Дмитрий Стерлегов, рудознатец Захар Медведев и штурманский ученик Федор Конищев. Отряд был снабжен необходимыми инструментами и припасами, которые были погружены на небольшие плоскодонные суда — дощаники.

14 мая Овцын со своими спутниками распрощался с Тобольском. Его провожали Миллер, Гмелин и Чириков. «Тобол» в сопровождении дощаников направился вниз по Иртышу. 1 июня караван достиг Березова, здесь отряд задержался на три дня, чтобы провести переговоры с местными властями — им вменялось в обязанность оказывать помощь путешественникам.

11 июня «Тобол» отдал якорь у Обдорска. Отсюда путь лежал в Обскую губу. Из-за того, что дощаники не могли справляться с сильным волнением, их пришлось разгрузить и на берегу соорудить продовольственный склад. Вскоре начались мели. Они сильно затрудняли плавание, в результате «Тобол» достиг устья Тазовской губы лишь 31 июля. Губа была промерена и положена на карту Стерлеговым и геодезистом Ушаковым. На ее берегу моряки соорудили навигационный знак. Он должен был служить маяком для их товарищей, которые под начальством лейтенанта С. В. Муравьева прибывали сюда морем из Архангельска.

Чем дальше к северу поднималась дубель-шлюпка, тем опаснее становилось плавание. И хотя мели встречались уже реже, но все чаще дули крепкие ветры. Однажды во время шторма у дубель-шлюпки выбило руль. Когда появились льды, поврежденное судно не в состоянии было с ними бороться, до выхода в Северный Ледовитый океан оставалось еще много сотен верст. К тому же в начале августа выпал снег. Зимовать за 70° с. ш. с очень скромными запасами продовольствия было рискованно. Дмитрий Овцын созвал совет. Решено было прекратить плавание и возвращаться в Обдорск. Но прежде чем повернуть назад, Овцын приказал подштурману Стерегову и геодезисту Выходцеву на ялботе продолжи» опись Обской губы дальше к северу.

4 сентября 1734 г. «Тобол» встал на зимовку в Обдорске. Вскоре туда прибыли Стерлегов и Выходцев. Расставшись с отрядом, они несколько дней пробирались между льдинами к северу. Исследователи каждый день наносили на карту новые участки побережья Обской губы. Но настал день, когда льды окружили их судно. Путешественники не теряли надежды, что ветер разгонит льды, и они снова выйдут на открытую воду. Но северный ветер все крепче и крепче сжимал льдины. Они угрожающе сталкивались и громоздились. Ялбот не выдержал напора льдов. Его обшивка лопнула, и он пошел ко дну. Стерлегову и его спутнику пришлось много дней тащиться по тундре до обжитых русскими мест.

Таким образом, поставленная перед отрядом задача — совершить плавание из Тобольска к устью Енисея — не была выполнена. Из-за «великих льдов» и сильных встречных ветров не удалось ее решить и в следующем году. Льды простирались за 68° с. ш., из чего путешественники пришли к заключению, что Обская губа летом 1735 г, полностью не вскрывалась.

Адмиралтейств-коллегия, которую в конце 1735 г. посетил Овцын с картами и журналами, решила построить новое, более удобное для плавания судно, но поскольку оно не было закончено к навигации 1736 г., Овцыну снова пришлось плыть на пришедшем в ветхость «Тоболе», 5 августа 1736 г. путешественники достигли 72°40' с. ш., однако сплошная стена льда не позволила им выйти из Обской губы в Северный Ледовитый океан.

Гораздо успешнее был сухопутный поход казачьего десятника П. Лапотникова. В 1735 г.

Оглавление