Великий подвиг россиян

Беринг, проезжая здесь несколькими месяцами раньше, договорился с местными властями, что они окажут Чирикову помощь в постройке судов в Верхоленске. Якутская администрация «дала в работу служилых людей, разночинцев и ссыльных 731 человек». Весной 1735 г. на верхней Лене под начальством Чирикова было построено 3 барки, 24 дощаника и 43 небольших судна, которые он надеялся также использовать для доставки провизии из Якутска вверх по рекам до Юдомского Креста. В июне 1735 г. был доставлен в Якутск 41 521 пуд муки, круп и «протчаго провианту».

По приказу Беринга часть этих грузов на 41 малом судне и 14 дощаниках 29 июня и 5 июля была отправлена в Охотск. Беринг был удовлетворен тем, что он и его помощники сделали все возможное, чтобы снарядить и укомплектовать северные отряды своей экспедиции. Гораздо труднее оказалась проблема доставки основных экспедиционных грузов в Охотск.

Якутские власти не только не завезли провиант для экспедиции, но и не построили ни одного судна для его перевозки к Охотску. Надо было без промедления изыскивать способы доставки снаряжения, провизии, артиллерии и другого имущества к берегам Тихого океана. По свидетельству Вакселя, главной заботой Беринга в была подготовка к тому, чтобы в следующем осуществить перевозку в Охотск продовольствия и снаряжения в наибольшем объеме. Это дало бы возможность отправить туда как можно больше людей и ускорить постройку судов для плавания к Японии и Америке.

«Для этой цели была начата постройка нескольких до бавочных судов в Якутске и в устье реки Май, — писал Ваксель,— а для того, чтобы обеспечить еще более успешный ход дела, руководство перевозками на 1736 год было поручено капитану Чирикову... Так как капитан Шпаи* берг был назначен главным начальником японского отряда экспедиции, но плавание свое должен был совершить по указанию командора Беринга, то его суда, во избежание потери времени, были изготовлены в первую очередь. Капитан Чириков в эту же зиму 1736 года отправился в Охотск, а в 1737 году были заложены два бота, предназначенные для американской экспедиции, постройка их но мере возможности продвигалась вперед, однако ускорить ее не представлялось возможным до окончания судов капитана Шпанберга».

Мысль о переезде в Охотск Берингу пришлось отложить. Поскольку якутская канцелярия бездействовала, необходимо было самим путешественникам и впредь заботиться о доставке провианта и экспедиционных материалов с берегов Лены к Тихому океану. Чтобы ускорить строительство судов, Беринг все свое «старание и смотрение» употребил на хлопоты о постройке железоделательного завода — продукция его шла на изготовление якорей и других принадлежностей для кораблей. Одновременно он организовал заготовку смолы и распорядился соорудить канатную мастерскую. Немедленно было начато изготовление различного рода такелажа, который не имелось возможности, по словам Вакселя, привезти из Петербурга в необходимом для экспедиции наборе.

И все же дела экспедиции развивались гораздо медленнее и неблагоприятнее, чем предполагал Беринг. Местные власти не только бездействовали, но и чинили всяческие препятствия в деле обеспечения экспедиции провизией и необходимым снаряжением. «Все это,— писал А. П. Соколов,— провиант, пушки, якоря, канаты, пенька, порох и прочее, доставляемое сюда трудно и медленно, частию употребляемое на месте многочисленною командою здесь собравшейся экспедиции и двумя отрядами, уже действовавшими по Лене, еще труднее и медленнее могло быть переправляемо в Охотск».

Путь от Якутска до Юдомского Креста пролегал по Лене, Алдану, Мае и Юдоме. Если первые три реки суда проходили без особых приключений, то плавание быстрой Юдомой изобиловало опасностями. Почти на каждой миле встречались «худые и трудные места». Особенно много хлопот доставляли путешественникам пороги и каменные гряды. Отыскать среди них безопасный фарватер было «зело трудно», Юдома почти ежегодно изменяла свои глубины. По словам Беринга, там, где она в прошлом году была глубока и безопасна, в следующее лето появлялись мели, а там, где была она прежде мелка, вдруг становилась глубокой. Более того, Юдома, как установили служители, часто изменяла течение, прокладывая местами совершенно новое русло, или засыпала камнями прежний фарватер. Расчистить «порог и подпорожье (где навясчая трудность)» у Беринга не было никакой возможности, поскольку и так не хватало людей для доставки провианта. А проведение Этих работ потребовало бы несколько лет.

Оглавление